Выпуск 3-85, 2018
Нейрореабилитация нарушений письменной речи у детей школьного возраста
1 Румянцева М.В.
1 ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы», Москва, Россия
РЕЗЮМЕ
Дислексия – патологическое состояние, характеризующееся частичным специфическим нарушением процессачтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера и обусловлена несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Целью проведенного исследования является оценкадинамики проявлений дислексии на фоне медикаментозной терапии ноотропными препаратами (церебролизин,энцефабол, ноотропил). Группа детей дислексией (103 ребенка) в возрасте от 7 до 12 лет, проходила комплексное неврологическое, психологическое и нейрофизиологическое обследование. Полученные результаты свидетельствуюто том, что ноотопные препараты оказывают положительное влияние на основные показатели чтения, письма, а также улучшают речевую функцию (фонематическое понимание, фонематическую память, фонематическое декодирование). Лечение дислексии всегда должно носить комплексный характер и включать методы психолого-педагогическойи логопедической коррекции, а также лекарственной терапии.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дислексия, фонологический дефицит, навыки автоматизации, логопедическая коррекция, ноотропная терапия
Список литературы:
- Заболевание нервной системы у детей / под редакцией Ж. Айкарди. В двух томах. Том 2. Москва. Бином. 2013- 1036 с.
- Никитина Г.М. Основные теоретические подходы к изучению функциональной организации развивающегося мозга человека. Мозг и поведение младенца. - М., Институт психологии РАН, 1993. - С. 7-29.
- Ньюкиктьен Ч. «Детская поведенческая неврология». В двух томах. Том 2. Под редакцией проф. Н.Н. Заваденко. - М.: Тенериф, 2010. - 336 с.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М., «Аспект Пресс», 2004. - 445 с.
- Grigorenko E.L. A family study of dyslexia. Unpublished dissertation. 1996.
- Заваденко Н.Н. Школьная дезадаптация в педиатрической практике. Лечащий врач, 2005, №1, с. 22-27.
- Grigorenko E. Genetic bases of developmental language. Grant application (R21) to the U.S.A. National Institute of Mental Health, 2003.
- Shaywitz B.A., Shaywitz S.E., Pugh K.R. et al. The neurobiology of dyslexia. // Clinical neuroscience research. 2001, Vol.1, pp. 291 - 299.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека (под редакцией И.В. Равич-Щербо). М., 1988
- Заваденко Н.Н. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии/ Н.Н. Заваденко, Е.В. Козлова// Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2013. - №5,вып.2. - с. 43-47
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт- Петербург, «Речь», 2003. - 330 с.
- Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт- Петербург, « Союз», 2002. - 223 с.
- Петрухин А.С. Неврология детского возраста. - М., Медицина, 2004. - 783 с.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: М.: «Академия», 2002. - 352 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Юрист, 1997. - с. 214-226.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция. Москва -Воронеж, 2001, с. 7-20.
- Жукова Н.С. , Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., «Просвещение», 1990, с. 238.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. Школа здоровья. - М. - 1999- том 6, №1.
- Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). Расстройства речи у детей и подростков. Под редакцией С. С. Ляпидевского. М., 1969.
- Ковалев Г.В. Ноотропные средства. Волгоград, 1990. - 367 с.
- Энцефабол. Аспекты клинического применения (сборник научных статей). М., «Соверо пресс», 2001. - 80 с.
- Церебролизин. Фармакологические аспекты и место в клинической практике (сборник научных докладов IV международного симпозиума). М., EBEWE, 2002 - 141c.
- Маслова О.И. Нарушения и коррекция когнитивных функций школьников. Фармацевтический вестник. - 2004. - №14. - с. 28.
- Levi G. A study of piracetam in the pharmacological treatment of learning disadilities. - In:Child Health and Development. Developmental Dyslexia and Learning Disorders, Bakker D.(ed) Karger, Basel, 1987, 5:129-139.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.