Выпуск 3-91, 2019
Велнес как компонент физической реабилитации
1 Зверев Ю. П., 1 Буйлова Т.В.
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
РЕЗЮМЕ
Современная холистическая модель здоровья человека и смещение акцентов в системе здравоохранения с болезни на здоровье и велнес внесли существенные корректировки в понимание физической терапии (физическойреабилитации), что отразилось в появлении нового самостоятельного направления – велнес реабилитации. На основе обобщения требований международных организаций и практического опыта по их имплементации в статьеобсуждаются вопросы, связанные с целью, задачами и содержанием велнес-реабилитации; организацией и содержанием преподавания велнеса блока для специалистов по физической реабилитации, а также барьеров и проблем,ограничивающих интеграцию концепций велнеса и укрепления/продвижения/формирования здоровья в системуфизической реабилитации. Поскольку физическая реабилитация является новой специальностью в России, обобщение мирового опыта по интеграции стратегий укрепления здоровья и велнеса в систему реабилитации может представлять практический интерес для разработки программ обучения специалистов данного профиля.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая реабилитация, подготовка специалистов, укрепление здоровья, велнес.
Список литературы:
- American physical therapy association. Physical therapists’ role in prevention, wellness, fitness, health promotion, and management of disease and disability (position). URL: http: // www.apta.org / uploadedFiles / APTAorg / About_Us/ Policies/Practice / PTRoleAdvocacy.pdf (дата обращения 12.04.2019).
- American physical therapy association. Health рriorities for populations and individuals (position) URL: http:// www.apta.org / uploadedFiles/ APTAorg / About_Us / Policies /Practice / HealthPrioritiesPopulationsIndividuals.pdf (дата обращения 12.04.2019).
- Fair S. E. Wellness and physical therapy. - Boston: Jones and Bartlett Publisher, 2011. - 370 p.
- A Normative model for physical therapist professional education. URL: https: // www.calstate.edu /app / dpt / documents /toc.pdf (дата обращения 14.04.2019).
- World Confederation for Physical Therapy. WCPT guideline for physical therapist professional entry level education. URL: https://www.wcpt.org/ guidelines/entry-level-education (дата обращения 12.04.2019).
- Bodner M. E., Rhodes R. E., Miller W. C. et al. Benchmarking curricular content in entry-level health professional education with special reference to health promotion practice in physical therapy: а multi-institutional international study // Adv. Health Sci. Educ. - 2013. - Vol. 18. № 4. - P. 645-657. Doi: 10.1007/s10459-012-9404-x.
- Commission on accreditation in physical therapy education. Standards and required elements for accreditation of physical therapist education. URL: http://www.capteonline.org /uploadedFiles/CAPTEorg/About_CAPTE/Resources/Accreditation_Handbook/CAPTE_PTStandardsEvidence.pdf (дата обращения 14.04.2019).
- Corbin C. B., Welk G., Corbin W. R., Karen A. et al. Concepts of fitness and wellness: a comprehensive lifestyle approach - 9th Revised Ed. - McGraw-Hill Education - Europe, 2010. - 544 p.
- Corbin C. B., Pangrazi R. P. Toward a uniform definition of wellness: a commentary // President’s Council on Physical Fitness and Sports Research Digest. - 2001. - Series 3, № 15.
- Hettler W. Wellness: encouraging a lifetime persuit of excellence // Health values. - 1984. - Vol 8, № 4. - P. 13-17.
- Morris D. M., Jenkins G. R. Preparing physical and occupational therapists to be health promotion practitioners: a call for action // Int. J. Environ. Res. Public Health. - 2018. - Vol. 15, № 2. pii: E392. Doi: 10.3390/ijerph15020392.
- Umphred D. A., Lazaro R. T., Roller M. L. et al. Umphred’s neurological rehabilitation. 6th Ed. - Elsevier Mosby: St. Louis, 2013. - 1280 р.
- Dean E. Physical therapy in the 21st century (Part I): toward practice informed by epidemiology and the crisis of lifestyle conditions // Physiother. Theory Pract. - 2009. - Vol. 25, № 5-6. - P. 330-353.
- Dean E. Physical therapy in the 21st century (Part II): evidence-based practice within the context of evidence-informed practice / E. Dean // Physiother. Theory Pract. - 2009. - Vol. 25, № 5-6. - P. 354-368.
- Bezner J. R. Promoting health and wellness: implications for physical therapist practice // Phys. Ther. - 2015. - Vol. 95, № 10. - P. 1433-1444. Doi: 10.2522/ptj.20140271.
- Lein D. H. Jr, Clark D., Graham C., Perez P. et al. A model to integrate health promotion and wellness in physical therapist practice: development and validation // Phys. Ther. - 2017. - Vol 97, № 12. - P. 1169-1181. Doi: 10.1093/ptj/pzx090.
- Alexandria V. A. American physical therapy association. Guide to physical therapist practice 3.0. 2014. URL: http://guidetoptpractice.apta.org (дата обращения 11.04.2019).
- Doctor of physical therapy curriculum outline. URL: https: // steinhardt.nyu.edu/pt/dpt/ curriculum (дата обращения 18.04.2019).
- DPT curriculum. URL: http://pt.phhp.ufl.edu/ (дата обращения 22.04.2019).
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.