Клинический случай

Диагностические ошибки повреждений спинного мозга у детей при сочетанной травме на примере клинических случаев

1 ORCIDНовосёлова И.Н., 1 ORCIDПонина И.В., 1 Попова О.В., 2 ORCIDКалюжный А.В., 1 Мельников И.А., 1 ORCIDВалиуллина С.А.

1 Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии, Москва, Россия
2 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Минздрава России, Москва, Россия


Резюме:

Диагностическим ошибкам повреждений спинного мозга при сочетанной травме у детей способствуют возраст пациента, не позволяющий провести адекватную неврологическую оценку двигательных и чувствительных нарушений, сниженное состояние сознания при тяжелой черепно-мозговой травме, отсутствие современных методов нейровизуализации в первичных стационарах, недостаточная квалификация и опыт медицинского персонала.

Цель. На клинических примерах двух конкретных пациентов показать результаты ошибок в диагностике травматического поражения спинного мозга.

Материал и методы. Объектом наблюдения послужили дети с тяжелой сочетанной травмой, у которых в первичном стационаре было пропущено посттравматическое повреждение спинного мозга. Для диагностики актуального состояния использовались: клинический осмотр с неврологической оценкой по шкале ASIA, оценка двигательных возможностей, лабораторный мониторинг, инструментальное обследование УЗИ-мониторинг, ренгенография, МРТ, КТ, КТ-денситометрия, ЭКГ, ЭхоКГ, УЗДГ. Кроме того, проводилось нейропсихологическое обследование с целью оценки корковых функций для выявления последствий черепно-мозговой травмы.

Результаты. Причиной ошибок в диагностике повреждения спинного мозга у детей является недооценка тяжести состояния в связи с сочетанностью травмы или малым возрастом ребенка.

Заключение. Опыт работы мультидисциплинарной команды специалистов по диагностике и медицинской реабилитации детей с позвоночно-спинномозговой травмой, пропущенной в первичном стационаре, свидетельствует о необходимости проводить полноценное неврологическое обследование, КТ по программе «с головы до пят» и МРТ, даже при незначительном подозрении на повреждение спинного мозга. Недооценка тяжести состояния ребенка при сочетанной травме, включающей повреждение спинного мозга, приводит к депривации не только восстановления двигательных возможностей, но и к ухудшению качества жизни семьи и затруднении его интеграции в общество.

Ключевые слова: клинический случай, сочетанная травма, позвоночно-спинномозговая травма, сидром SCIWORA, медицинская реабилитация

Для цитирования: Новосёлова И.Н., Понина И.В., Попова О.В., Калюжный А.В., Мельников И.А., Валиуллина С.А. Диагностические ошибки повреждений спинного мозга у детей при сочетанной травме на примере клинических случаев. Вестник восстановительной медицины. 2021; 20 (4): 106-114. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2021-20-4-106-114



Список литературы:




Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Партнеры

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова
Межрегиональный фонд помощи родственникам больных с инсультом
Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов

Спонсоры