Выпуск 20-4, 2021

Оригинальная статья

О применении немедикаментозных методов в комплексной реабилитации детей с врожденным буллезным эпидермолизом



1 ORCIDКонова О.М., 1 ORCIDСвиридова Т.В., 1,2 ORCIDЛазуренко С.Б., 1 Бражникова И.П., 1 Исаенкова С.В., 1 ORCIDМурашкин Н.Н.

1 Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
2 Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, Москва, Россия


РЕЗЮМЕ

Известно, что врождённый буллезный эпидермолиз входит в перечень редких болезней, для которых нет специфического лечения. Определение содержания и средств реабилитационной программы для пациентов с буллезным эпидермолизом является непростой задачей и предполагает тщательный подбор методов для каждого пациента.

ЦЕЛЬ. В статье проанализированы результаты использования немедикаментозных методов в комплексной реабилитации 90 детей (от 6,5 до 18 лет) с врожденным буллезным эпидермолизом.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Для оценки эффективности реабилитации в исследовании до и после лечения использовались методы клинического обследования с оценкой состояния кожных покровов и стандартного психолого-педагогического обследования, позволяющие оценить степень социальной адаптации пациентов (анализ медицинской и психолого-педагогической документации, структурированная беседа о социальных условиях жизни ребенка, «Цветовой тест диагностики нервно-психических состояний и отношений» (В.И. Тимофеев и Ю.И. Филимоненко), методика «Рисунок неизвестного животного» (М.З. Дукаревич, адаптация А.Л. Венгера), «Методика исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн», Шкала «Я-концепции» (Е.Пирса, Л. Харриса; адаптация А.М. Прихожан), анкета «Оценка комплаентности родителей» (Д.Е. Мориски, Л.В. Грин), опросник«Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников). Способ организации диагностики варьировался с учетом индивидуальных психофизических возможностей ребенка.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Оценка эффективности комплексной реабилитации детей с БЭ показала улучшение клинического состояния детей (значительное уменьшение/исчезновение сухости и зуда кожного покрова) и показателей самочувствия (ср.зн.: до 30 баллов после 45, p ≤0.05), активности (ср.зн: до 25 после 34 , p ≤0.05 ) и настроения (ср.зн.: до 44, после 51, p ≤0.05) пациентов(опросник «САН»), повышение степени приверженности родителей лечению детей (опросник Мориски-Грин) со средних до средних и высоких значений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Включение физиотерапевтических и психолого-педагогических методов помощи в процесс восстановительного лечения повышает его эффективность, активизирует компенсаторный потенциал детского организма, способствует гармонизации внутри семейных отношений, а значит способствует повышению качества жизни ребенка и его близких.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: врожденный буллезный эпидермолиз, физиотерапия, психолого-педагогическая поддержка, реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ: Авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ: Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Конова О.М., Свиридова Т.В., Лазуренко С.Б., Бражникова И.П., Исаенкова С.В., Мурашкин Н.Н. О применении немедикаментозных методов в комплексной реабилитации детей с врожденным буллезным эпидермолизом. Вестник восстановительной медицины. 2021; 20 (4): 43-49. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2021-20-4-43-49

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ:

Конова Ольга Михайловна, e-mail: кonova@nczd.ru


Список литературы:




Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.