Выпуск 24-1, 2025

Психоэмоциональное состояние детей с умственной отсталостью до и после выезда на отдых: результаты пилотного исследования



* ORCID Рябова М.А., ORCID Луговая Е.А.

Научно-исследовательский центр «Арктика», Магадан, Россия


РЕЗЮМЕ

ВВЕДЕНИЕ.  Специфические климатогеографические условия северного региона могут негативно влиять на психоэмоциональное состояние детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Одним из распространенных заболеваний среди детей с ОВЗ является умственная отсталость (УО). Решение вопросов комплексной реабилитации детей с УО, проживающих в районах Крайнего Севера, повышение доступности санаторно-курортного лечения, содействие социализации и адаптации, улучшению качества их жизни является приоритетной задачей.

ЦЕЛЬ.  Изучение эффективности летнего оздоровительного отдыха в курортной зоне Черноморского побережья на психоэмоциональное состояние детей с УО, постоянно проживающих в северном регионе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Обследованы 37 детей с ОВЗ на базе государственных образовательных учреждений для обучающихся по адаптированным программам г. Магадана, средний возраст составил 13,89 ± 2,66 лет. Основная часть обследуемых (94,6 %) имеет установленный диагноз умственной отсталости легкой (F70) и умеренной степени (F71). Исследование проводилось с помощью рисуночного теста «Дом-дерево-человек» (House-Tree-Person Test) и включало несколько этапов: 1-й этап исследования осуществлялся за 2 месяца до выезда, 2-й этап — спустя 2 недели после поездки, 3-й этап — спустя 2 месяца после выезда.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. В ходе исследования обнаружено достоверное улучшение показателей психоэмоционального состояния обследуемых спустя 2 недели после выезда на летний отдых по следующим параметрам: снижение настроения (p = 0,039), тревожность (p = 0,0001), неудовлетворенная потребность в социальных и эмоциональных контактах (p = 0,037), страхи (p = 0,0001). Спустя 2 месяца после выезда улучшенный уровень показателей психоэмоционального состояния сохранялся, анализ показал достоверное уменьшение значений по параметрам «снижение настроения» (p = 0,001), «тревожность» (p = 0,0001), «неудовлетворенная потребность в социальных и эмоциональных контактах» (p = 0,015), «страхи» (p = 0,006).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ результатов, полученных в проведенном исследовании, продемонстрировал положительную динамику психоэмоционального состояния до и после выезда на летний оздоровительный отдых в курортной зоне Черноморского побережья у детей с УО, проживающих в Магаданской области: улучшились показатели по параметрам тревожности, коммуникативной активности, снизились уровни проявления страхов и депрессивных симптомов.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: умственная отсталость, оздоровительный отдых, север, психоэмоциональное состояние, тревожность, депрессия, дети с ограниченными возможностями здоровья

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Рябова М.А., Луговая Е.А. Психоэмоциональное состояние детей с умственной отсталостью до и после выезда на отдых: результаты пилотного исследования. Вестник восстановительной медицины. 2025; 24(1):30–38.https://doi.org/10.38025/2078-1962-2025-24-1-30-38 [Ryabova M.A., Lugovaya E.A. Psycho-emotional State of Mentally Retarded Children Before and After Going on Holiday: a Pilot Study Findings. Bulletin of Rehabilitation Medicine. 2025; 24(1):30–38.https://doi.org/10.38025/2078-1962-2025-24-1-30-38 (In Russ.).] 

ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ: Рябова Марьям Амировна, Е-mail: maryam.ryabova@inbox.ru, arktika.magadan@mail.ru


Список литературы:

  1. Хан М.А., Погонченкова И.В. Современные проблемы и перспективные направления развития детской курортологии и санаторно-курортного лечения. Вестник восстановительной медицины. 2018; 3(85): 2–7. [Khan M.A., Pogonchenkova I.V. Current problems and perspective directions of development of children’s balneology and health resort treatment. Bulletin of Rehabilitation Medicine. 2018; 3(85): 2–7 (In Russ.).]
  2. Хан М.А., Погонченкова И.В., Петрова М.С. Детская курортология и физиотерапия: вчера, сегодня, завтра: обзор. Вестник восстановительной медицины. 2022; 21(4): 10–16. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2022-21-4-10-16. [Khan M.A., Pogonchenkova I.V., Petrova M.S. Children’s Balneotherapy and Physiotherapy: Yesterday, Today, Tomorrow: a Review. Bulletin of Rehabilitation Medicine. 2022; 21 (4): 10–16. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2022-21-4-10-16 (In Russ.).]
  3. Пестерева Н.М., Хечумян А.Ф., Удовенко И.Л. и др. Климатотерапия на курортах Черноморского побережья Кавказа: современное состояние и перспективы развития. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016; 93(3): 56–61. https://doi.org/10.17116/kurort2016356-61 [Pestereva N.M., Khechumyan A.F., Udovenko I.L. et al. The application of climatic therapy in the health resorts of the Black Sea coast of the Caucasus: the current state-of-the-art and the prospects for the further development. Problems of Balneology, Physiotherapy and Exercise Therapy. 2016; 93(3): 56–61. https://doi.org/10.17116/kurort2016356-61 (In Russ.).]
  4. Шмонин А.А., Мальцева М.Н., Мельникова Е.В. и др. Базовые принципы медицинской реабилитации, реабилитационный диагноз в категориях МКФ и реабилитационный план. Вестник восстановительной медицины. 2017; 16(2): 16–22. [Shmonin A.A., Maltseva M.N., Melnikova E.V. et al. Basic principles of medical rehabilitation, rehabilitation diagnosis in the ICF categories and rehabilitation plan. Journal of Restorative Medicine and Rehabilitation. 2017; 16(2): 16–22 (In Russ.).]
  5. Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ). Здравоохранение в России 2021. Статистический сборник. Доступно на: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (Дата обращения: 15.04.2024). [Federal’naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki (ROSSTAT). Zdravoohranenie v Rossii 2021. Statisticheskij sbornik. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (Accessed: 15.04.2024) (In Russ.).]
  6. World Health Organization. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders: clinical descriptions and diagnostic guidelines. Jan. 1, 1992. Available at https://www.who.int/publications-detail-redirect/9241544228 (Accessed: 15.04.2024).
  7. Collishaw S., Maughan B., Pickles A. Affective problems in adults with mild learning disabilities: The roles of social disadvantage and ill health. British Journal of Psychiatry. 2004; 85(4): 350–351. https://doi.org/10.1192/bjp.185.4.350
  8. Richards M., Maughan B., Hardy R. et al. Long-term affective disorder in people with mild learning disability. British Journal of Psychiatry. 2001; 179(6): 523–527. https://doi.org/10.1192/bjp.179.6.523
  9. McGillivray J., McCabe M.P. Early detection of depression and associated risk factors in adults with mild/moderate intellectual disability. Research in Developmental Disabilities. 2007; 28(1): 59–70. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2005.11.001
  10. Li C.Y., Chung L., Hsiung P.C. et al. A Psychometric study of the Kinetic-House-Tree-Person scoring system for people with psychiatric disorders in Taiwan. Hong Kong Journal of Occupational Therapy. 2014; 24(1): 20–27. https://doi.org/10.1016/j.hkjot.2014.03.001
  11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Москва. 2006; 159 с. [Venger A.L. Psychological Drawing Tests. Moscow. 2006; 159 p. (In Russ.).]
  12. Papangelo P., Pinzino M., Pelagatti S. et al. Human figure drawings in children with autism spectrum disorders: A possible window on the inner or the outer world. Brain sciences. 2020; 10(6): 398. https://doi.org/10.3390/brainsci10060398
  13. Woolford J., Patterson T., MacLeod E. et al. Drawing helps children to talk about their presenting problems during a mental health assessment. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2015; (20): 68–83. https://doi.org/10.1177/1359104513496261
  14. Abell S.C., Heiberger A.M., Johnson, J.E. Cognitive evaluations of young adults by means of human figure drawings: an empirical investigation of two methods. Journal of clinical psychology. 1994; 50(6): 900–905. https://doi.org/10.1002/1097-4679(199411)50:6%3C900::aid-jclp2270500614%3E3.0.co;2-3
  15. Handler L. The Clinical Use of Figure Drawings. In: C.S. Newmark, Ed. Major Psychological Assessment Instruments. 2nd Ed. Simon & Schuster. Needham Heights. 1996; 206–299.
  16. Murphy N., Carbone P. Promoting the participation of children with disabilities in sports, recreation and physical activities. Pediatrics. 2008; (121): 1057–1061. https://doi.org/10.1542/peds.2008-0566
  17. Borland R.L., Cameron L.A., Tonge B.J. et al. Effects of physical activity on behaviour and emotional problems, mental health and psychosocial well-being in children and adolescents with intellectual disability: A systematic review. Journal of applied research in intellectual disabilities: JARID. 2022; 35(2): 399–420. https://doi.org/10.1111/jar.12961
  18. Scheirs J., Muller A., Manders N. et al. The Prevalence and Diagnosis of Depression in People with Mild or Borderline Intellectual Disability: Multiple Instrument Testing Tells Us More. Journal of Mental Health Research in Intellectual Disabilities. 2023; 16(1): 54–66. https://doi.org/10.1080/19315864.2022.2029642
  19. Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. и др. Особенности эмоционально-личностной сферы у детей с умственной отсталостью. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019; (2): 55–60. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2019-2-55-60 [Ovchinnikov A.A., Sultanova A.N., Sycheva T.Yu. et al. Features of the emotional-personal sphere in children with mental retardment. Bekhterev Review of Psychiatry and Medical Psychology. 2019; (2): 55–60. https://doi.org/10.31363/2313-7053-2019-2-55-60 (In Russ.).]
  20. Ефремова Т.Е., Сафонова И.А., Лобанова А.М. Роль сенсорной интеграции в реабилитации детей с речевыми и психическими нарушениями в практике отделения медицинской реабилитации ГБУ РО «ОДКБ». Детская и подростковая реабилитация. 2020; 2(42): 42–49. [Efremova T.E., Safonova I.A., Lobanova A.M. The role of sensory integration in the rehabilitation of children with speech and mental disorders in the practice of the medical rehabilitation department of the State Budgetary Institution RO “CSTO”. Children’s and adolescent rehabilitation. 2020; 2(42): 42–49 (In Russ.).]
  21. Защиринская О.В. Возрастные особенности общения детей и подростков с умственной отсталостью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия. Психология. Педагогика. 2012; 16(4): 39–44. [Zashirinskaya O.V. Age-related features of communication in children and adolescents with mental retardation. Bulletin of St. Petersburg University. Series. Psychology. Pedagogy. 2012; 16(4): 39–44 (In Russ.).]
  22. Hartley S.L., Maclean W.E. Depression in adults with mild intellectual disability: role of stress, attributions, and coping. American journal on intellectual and developmental disabilities. 2009; 114(3): 147–160. https://doi.org/10.1352/1944-7588-114.3.147
  23. Siperstein G., Glick G., Parker R. Social inclusion of children with intellectual disabilities in a recreational setting. Intellectual and developmental disabilities. 2009; 47(2): 97–107. https://doi.org/10.1352/1934-9556-47.2.97



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.