Выпуск 6-10, 2020

Оригинальная статья

Оценка сформированности личностных качеств с позиций функционально-ролевого подхода в интересах психогигиены здоровья обучающихся



1 ORCIDСыркин Л.Д., 1 ORCIDЛяпин А.С., 2 ORCIDШакула А.В.

1 Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия
2 Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, Москва, Россия


РЕЗЮМЕ

Целью предпринятого исследования является разработка методологичеcкого подхода к системе оценки сформированностиличностных качеств выпускников образовательных организаций в интересах профилактики поведенческих девиаций и снижения рисков изменения вектора личностного развития обучающихся. Показателем эффективности этой деятельности является нормативное поведение обучающихся, в основе которого лежит система ценностей, закрепленная Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в форме личностного «портрета выпускника» школы. Однако, критерии оценкии методика выявления этих качеств в Федеральном образовательном стандарте не представлены.

Методы и методики. Методологической основой исследования является функционально-ролевой подход. В ходе эмпирического исследования использовались метод экспертных оценок и метод «Репертуарные решетки» Дж. Келли.

Результаты и научная новизна. Для достижения цели исследования нами предложена методика выявления и оценки сформированности личностных качеств выпускника образовательной организации. Методологической основой исследования выступает функционально-ролевой подход, позволяющий систематизировать формируемые в соответствии с ФГОС личностные качества. Важной особенностью реализуемого подхода выступает возможность осуществлять шкалирование персонифицированных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей учащегося, что обеспечивает выполнение требований ФГОС общего образования по диверсификации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и воспитания учащихся.Практическая значимость. Реализуемый методический подход и используемый диагностический инструментарий позволили, по меньшей мере, сопрягать и параллельно решать две диагностических задачи. Применение «Репертуарных решеток»позволяет преодолеть искажение результатов исследования в интересах достижения социального одобрения и реконструировать систему ценностей и смыслов испытуемого. Использование методов психосемантики в сочетании с функционально-ролевым подходом обеспечивает возможность шкалирования субъективно-личностных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей обучающихся.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка сформированности личностных качеств, профилактика, группы риска, функционально-ролевой подход, личностный «портрет выпускника», ценности гражданского общества, навыки нормативных форм поведения

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Шакула А.В. Оценка сформированности личностных качеств, учащихся с позиций функционально-ролевого подхода. Вестник восстановительной медицины. 2020; 6 (100): 33–38. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-100-6-33-38


Список литературы:




Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.