Выпуск 6-10, 2020
Оригинальная статья
Оценка сформированности личностных качеств с позиций функционально-ролевого подхода в интересах психогигиены здоровья обучающихся
1 Сыркин Л.Д., 1 Ляпин А.С., 2 Шакула А.В.
1 Государственный социально-гуманитарный университет, Коломна, Россия
2 Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, Москва, Россия
РЕЗЮМЕ
Целью предпринятого исследования является разработка методологичеcкого подхода к системе оценки сформированностиличностных качеств выпускников образовательных организаций в интересах профилактики поведенческих девиаций и снижения рисков изменения вектора личностного развития обучающихся. Показателем эффективности этой деятельности является нормативное поведение обучающихся, в основе которого лежит система ценностей, закрепленная Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в форме личностного «портрета выпускника» школы. Однако, критерии оценкии методика выявления этих качеств в Федеральном образовательном стандарте не представлены.
Методы и методики. Методологической основой исследования является функционально-ролевой подход. В ходе эмпирического исследования использовались метод экспертных оценок и метод «Репертуарные решетки» Дж. Келли.
Результаты и научная новизна. Для достижения цели исследования нами предложена методика выявления и оценки сформированности личностных качеств выпускника образовательной организации. Методологической основой исследования выступает функционально-ролевой подход, позволяющий систематизировать формируемые в соответствии с ФГОС личностные качества. Важной особенностью реализуемого подхода выступает возможность осуществлять шкалирование персонифицированных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей учащегося, что обеспечивает выполнение требований ФГОС общего образования по диверсификации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и воспитания учащихся.Практическая значимость. Реализуемый методический подход и используемый диагностический инструментарий позволили, по меньшей мере, сопрягать и параллельно решать две диагностических задачи. Применение «Репертуарных решеток»позволяет преодолеть искажение результатов исследования в интересах достижения социального одобрения и реконструировать систему ценностей и смыслов испытуемого. Использование методов психосемантики в сочетании с функционально-ролевым подходом обеспечивает возможность шкалирования субъективно-личностных характеристик, формирующих внутреннюю картину мира и субъективную систему ценностей обучающихся.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка сформированности личностных качеств, профилактика, группы риска, функционально-ролевой подход, личностный «портрет выпускника», ценности гражданского общества, навыки нормативных форм поведения
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сыркин Л.Д., Ляпин А.С., Шакула А.В. Оценка сформированности личностных качеств, учащихся с позиций функционально-ролевого подхода. Вестник восстановительной медицины. 2020; 6 (100): 33–38. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-100-6-33-38
Список литературы:
- Дюргейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М. Мысль. 1994: 399 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М. ACT-Лтд. 1998: 672 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. ЭКСМО-Пресс. 2000: 509 с.
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. СПб. Нева. 2001: 512 с.
- Харре Р. Теория позиционирования. Вестник Удмурдского университета Серия “Философия. Психология. Педагогика”. 2007; (9): 193-203.
- Парыгин Б.Д. К вопросу о предмете социальной психологии. Вопросы психологии. 1962; (5): 107-112.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, доп. и перераб. Л. Медицина. 1983: 256 с.
- Клейберг Ю.А., Шехзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков. Тверь. 2000: 375 с.
- Сязина Н.Ю., Сафоничева О.Г. Роль новых восстановительных технологий в формировании индивидуального стиля деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Вестник восстановительной медицины. 2014; 4(62): 42-46.
- Velichkovsky B.M., Ushakov V.L. Cognitive science and novel medical technologies. Sovremennye tehnologii v medicine. 2019; 11(1): 8-15. https://doi.org/10.17691/stm2019.11.1.01
- Osin E.N., Leontiev D.A. Brief Russian-Language Instruments to Measure Subjective WellBeing: Psychometric Properties and Comparative Analysis. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. 2020; (1): 117-142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
- Leontiev. D.A. Human Being and Lifeworld: From Ontology to Phenomenology. КuГturno-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-historical psychology. 2019; V.15(1): 25-34. https://doi.org/10.17759/chp.2019150103
- Leontiev D.A. Cultural-Historical Activity Theory in the Framework of the “Functional Paradigm”. Кul’tumo-istoricheskaya psikhologiya. Cultural-Historical Psychology. 2020; V.16(2): 19-24. https://doi.org/10.17759/chp.2020160203
- Мирошник Е.В., Назарова К.А. Здоровье сберегающая технология по формированию эмоционального интеллекта личности подростка. Вестник восстановительной медицины. 2019; (1): 57-61.
- Приступа Е.Н. Социально-педагогическая модель формирования здоровой личности ребёнка. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. Кострома. Издательство КГУ. 2006; Т.12(3): 73-77.
- Одарущенко О.И. Эмоции и психологическое здоровье личности. Российский научный журнал. 2011; 6(25): 244-250.
- Одарущенко О.И. Особенности психологического здоровья студентов. Российский научный журнал. 2012; 4(29): 266-275.
- Сафоничева М.А., Наливайко Г.А., Сафоничева О.Г., Миненко И.А., Кобзарь Ю.В. Новые диагностические технологии и методы нелекарственной реабилитации детей с нарушением интеллектуального развития. Вестник восстановительной медицины. 2011; (3): 42-46.
- Сыркин Л.Д., Бубеев Ю.А., Усов В.М. Выявление особенностей семантического пространства личности в полярных группах студентов с низким и высоким личностным адаптационным потенциалом. Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2012; 2(24): 30-32.
- Ляпин А.С., Сыркин Л.Д. Некоторые методические подходы к анализу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего образования в контексте психогигиены социального здоровья учащихся. Вестник восстановительной медицины. 2015; 6(70): 69-73.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
©
Эта статья открытого доступа по лицензии CC BY 4.0. Издательство: ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России.